Под боком большой индустрии видеоигр существует другой мир, темный и маленький, как царство мексиканского бога смерти Papa Sangre (зловещий перевод с испанского – «отец крови»). Муравейник мобильных платформ, где можно уложиться в смешные десятки тысяч уе - и сделать что-то необычное, как минимум не прогорев. Ведь пока гигантские компании коротают время в креативном тупике, что может быть чудеснее, чем изъятие у игры ВСЕЙ графики? Оставить геймеру одно чувство – слух – и первобытный страх от неизвестных звуков в полной темноте.
Назвать жанр Papa Sangre (далее ужмем до знакомого PS) – задача потруднее тех, что загадывал узникам Форта Байар седовласый старец Фура. Чуть ли не впервые со времен текстовых адвенчур перед нами игра, в которой на экране не происходит ничего. Причина проста: протагонист попал в абсолютную тьму. Царство Отца Крови, где царит кромешный мрак, на деле представляет собой набор из 25 закрытых комнат, покинуть каждую из которых можно, лишь найдя «волшебный ключик» – тихо звенящую в темноте музыкальную ноту. Добрый женский голос, проникнутый интонациями пророчицы Пифии из «Матрицы», дает подсказки и обучает азам.
Перемещаться по катакомбам предстоит с помощью двух кнопок на экране – правой и левой ног, применять которые надо, как и в жизни, попеременно. Поворачиваться – посредством полукруглого циферблата с костями вместо цифр, медленно и напряженно. Побежим слишком быстро – упадем, споткнемся – и попадем в зубы монстрам, таящимся в темноте. Постепенно в комнатах появятся препятствия, издающие шум, и привлекающие врагов к герою – с этих пор каждый маленький шаг вперед будет увеличивать пульс на десяток ударов.
Точный ориентир по звуку в PS возможен только в наушниках – в игре использована технология бинауральной записи, с которой все окружающие шумы сымитированы максимально правдоподобно именно под восприятие в затычках. Понятно, что наушники нужны хорошие. Понятно, что есть некая погрешность – не всегда можно идеально определить точное расположение ноты или монстра. Понятно, что играть лучше всего в темноте, а то и вовсе закрыв глаза – для дополнительной акустической и психологической остроты. Но когда условия соблюдены – «Отец Крови» пугает. Пугает по-настоящему, как непроглядная темнота неизвестной комнаты в детстве, как скрежет двери в холодном пустом чужом доме. Вы ведь еще не забыли, что ваш iPhone должен выдавать хороший звук?
Причина искреннего страха - в соблюдении главной канвы. Страх не должен быть предметен, а больше всего бросает в дрожь от ожидания, предощущения чего-то кошмарного, от хичкоковского саспенса. Примерно так же работала потрясающая хоррор-адвенчура Scratches, где монстр маячил и не вылезал на свет божий до последних аккордов действа. Самое главное, ту трещинку в человеческой душе, на которую и была сделана ставка, игра без графики уловила очень точно. За это ей можно простить мелкие грешки – необходимость проводить время с PS в определенных условиях, некоторое однообразие звуков (так, дикий вепрь всегда съедает мексиканца с одними и теми же чаввканьем и криками) – ведь даже они работают на атмосферу.
При всех минусах несущественных и неважных есть у PS и один недостаток огромный и плохо преодолимый – цена. Покупать откровенно эстетский, непонятный, артхаусный черт возьми проект за пять-семь долларов – удел, судя по всему, лишь редких и странных людей, еще помнящих те времена, когда геймдизайнеры мыслили не охватами аудитории и жанровыми соответствиями, а Мирами, Героями, и чем-то еще, далеким от бюджетных цифр. Кстати, студия-создатель PS называется Somethin' Else – «что-то еще» в переводе на русский. Едва ли этой команде удастся повернуть время вспять, но премию за самую инновационную игру на недавнем барселонском форуме International Mobile Gaming Awards они уже получили. Взяли свою первую ноту в этой веренице темных комнат.